Региональные филиалы ФСС обязаны принимать «уточненки» |
29.08.2012 15:08 |
Л. Сергиева Журнал "Спутник главбуха" № 5/2012 Наши читатели жалуются на то, что столичные и областные филиалы соцстраха не принимают «уточненки». Вместо этого сотрудники ФСС РФ советуют корректировать текущий отчет. Правы ли чиновники и что делать в такой ситуации, мы расскажем в нашей статье. Ситуация, наверняка знакомая многим бухгалтерам: при подготовке 4-ФСС РФ обнаружили ошибку в расчете за прошлый период. Самый логичный выход — подать «уточненку». Однако, как выяснилось, не все филиалы региональных отделений ФСС РФ разделяют такой подход. — Фонд не принял уточненный расчет, объясняя отказ тем, что все надо корректировать в текущем отчете, — жалуется на филиал ФСС РФ № 4 главбух столичной компании. — У них якобы база по кварталу уже закрыта и изменения внести невозможно. В других филиалах, наоборот, требуют сдавать уточненные расчеты. Особенно если в результате ошибки была занижена база по страховым взносам. — Недавно я перешла в другую компанию. Обнаружила, что в прошлом квартале не все выплаты учли. В новом филиале ФСС сказали, что текущий расчет корректировать нельзя. Надо сдать «уточненку», — рассказывает бухгалтер, которая сдает 4-ФСС в областной филиал № 27. — Только на ее основании внесут изменения в текущий период. В старом филиале говорили все с точностью до наоборот. Региональные филиалы ФСС против «уточненок» Чтобы разобраться в ситуации, мы обзвонили столичные и областные филиалы ФСС. Описали такую ситуацию: обнаружилась ошибка в расчете, база по взносам в итоге занижена. Можно ли сдать «уточненку»? Выяснилось, что большинство чиновников категорически против уточненных расчетов. Так, в Московском региональном отделении ФСС «уточненку» разрешил принести только филиал № 1. А в филиалах № 3, 4, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 20 посоветовали скорректировать текущие отчеты. Такая же ситуация в Московской области. За «уточненки» ратует только филиал № 27 ФСС. Против — № 7, 9, 25, 37, 40. — Наша внутренняя база уже закрыта. Поэтому никакие изменения внести мы не можем. Так что вам придется корректировать данные уже в текущем расчете, — ответили в столичном филиале № 11. В филиалах № 7 и 15 посоветовали вместе с формой 4-ФСС за I квартал принести предыдущий расчет с ошибкой. А также написать пояснение, по какой причине вы корректируете сумму. Это нужно для того, чтобы подкрепить данные документально. Однако и те сотрудники соцстраха, которые готовы принять уточненные расчеты, требуют сдавать их вместе с пояснительной запиской (образец мы привели ниже). Кроме того, в областном филиале № 27 предупредили, что, если компания отчитывается через Интернет, «уточненку» придется сдать на бумажном носителе. И еще обратите внимание: уточненный расчет нужно представить по форме, которая действовала в том расчетном периоде, за который вы делаете перерасчет страховых взносов (ч. 5 ст. 17 закона № 212-ФЗ). Сейчас это особенно актуально, так как Минздравсоцразвития России опубликовало приказ, утверждающий новый бланк 4-ФСС. За I квартал 2012 года придется отчитываться именно по этой форме. Поэтому, если нужно уточнить данные за прошлый год, использовать следует бланк, действовавший в 2011 году. Закон обязывает принимать уточненные расчеты Руководство ФСС РФ уверено, что сотрудники соцстраха не имеют права отказать в приеме уточненных расчетов. Ведь Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в некоторых случаях обязывает страхователей сдавать уточненные расчеты. Хотя нежелание сотрудников фонда принимать уточненные расчеты имеет объяснение. Филиалы закрывают свою базу примерно через неделю после крайнего срока сдачи расчета. И после этого внести какие-либо изменения в закрытый период чиновники не могут. Поэтому все данные из «уточненки» в любом случае появятся в базах только в следующем периоде. Однако все это не повод отказывать в приеме «уточненок». Так же считают и в столичном региональном отделении ФСС РФ.
В подтверждение своего права сдавать уточненный расчет главные бухгалтеры могут ссылаться на статью 17 Федерального закона № 212-ФЗ. Или же на письмо ФСС РФ от 28 января 2010 г. № 02-02-01/08-33л. В столичном и областном отделениях соцстраха рекомендуют в случае отказа сразу же обращаться к директору филиала. Если это не возымеет действия — жаловаться в региональные отделения ФСС РФ. |