Принятие и исполнение образовательными учреждениями публичных обязательств от имени учредителя в рамках переданных полномочий |
29.08.2012 19:04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л. Ларцева, эксперт журнала Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2012 Публичными обязательствами являются обязательства РФ перед физическим лицом, подлежащие исполнению от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (п. 2 Правил № 590[1]). Одними из таких обязательств являются публичные обязательства по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа таких детей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях (далее – пособия). Стоит отметить, что полномочия по исполнению указанных обязательств могут быть переданы как бюджетным образовательным учреждениям, так и автономным. В данной статье рассмотрим, за счет каких средств осуществляется выплата таких пособий, на какой счет поступают средства для исполнения публичных обязательств, а также приведем бухгалтерские записи по принятию и исполнению публичных обязательств от имени государственного органа. Прежде всего отметим, что осуществление федеральными бюджетными и автономными учреждениями полномочий государственных органов по исполнению публичных обязательств РФ перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, производится по Правилам № 590. Согласно п. 3 Правил № 590 государственные органы представляют для согласования в Минфин информацию о планируемых видах и объемах полномочий по исполнению публичных обязательств, передаваемых подведомственным учреждениям. В данной информации указываются:
После согласования такой информации в течение месяца со дня утверждения государственному органу как главному распорядителю бюджетных средств соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств данный государственный орган принимает правовой акт об осуществлении указанных полномочий учреждениями, находящимися в его ведении. В настоящее время в целях реализации Правил № 590 изданы, в частности, следующие правовые акты:
В течение 2 рабочих дней со дня подписания правового акта его копия направляется государственным органом (например, Минобрнауки) в учреждения. В правовых актах, как правило, прописываются права, обязанности по исполнению учреждениями переданных полномочий, а также ответственность за их неисполнение. Так, п. 2 Приказа Минобрнауки РФ № 46 установлено, что при исполнении переданных полномочий учреждения:
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по исполнению публичных обязательств В соответствии с п. 9 Правил № 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. То есть на исполнение публичных обязательств по переданным полномочиям до учреждений должны быть доведены в установленном порядке бюджетные ассигнования. Например, в Приказе Минобрнауки РФ № 46 указано, что полномочия по выплате пособий бюджетные (автономные) образовательные учреждения, подведомственные Минобрнауки, осуществляют за счет бюджетных ассигнований. Минобрнауки в Письме от 17.02.2012 № 02-219 «О порядке предоставления субсидий и публичных обязательств на 2012 год» разъяснило, что бюджетные средства на исполнение публичных обязательств предусмотрены на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии:
Указанные бюджетные средства выделяются образовательным учреждениям исходя из следующего расчета на одного обучающегося: а) обеспечение питанием (в день) – 170 руб.; б) обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (ежегодное пополнение в год) – 30 240 руб.; в) обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (при выпуске):
г) единовременное денежное пособие (при выпуске) – 500 руб.; д) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей:
На обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем студентов из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера (Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)) бюджетные средства выделяются из расчета 14 160 руб. в год на одного обучающегося. Лицевые счета для учета операций по исполнению переданных полномочий Для учета операций по осуществлению переданных полномочий по исполнению публичных обязательств территориальными органами Федерального казначейства (ОФК) открываются лицевые счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств с кодом 14 (п. 2.2. Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденного Приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н (далее – Порядок № 7н)). Для открытия указанного лицевого счета учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения копии приказа о передаче полномочий (выписки из приказа) представляет в территориальный ОФК необходимые документы. Такими документами согласно п. 2.12, 2.17 Порядка № 7н являются:
К сведению. Если государственный орган, передающий полномочия учреждениям, не имеет собственного положения (устава), то при открытии лицевого счета не представляются копии его учредительных документов и документов о государственной регистрации. Особенности заполнения и представления вышеперечисленных документов приведены в Письме Казначейства РФ от 16.03.2012 № 42-7.4-05/5.1-141. В частности, в нем отмечено, что при заполнении заявления и карточки образцов подписей учреждение указывает: в графе «Наименование клиента» в заголовочной части документа – наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия. Оно должно соответствовать его наименованию, указанному в соответствующей реестровой записи сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; в графах «ИНН» и «КПП» в кодовой зоне документа – соответственно ИНН и КПП федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия; в разделе «Образцы подписей должностных лиц клиента, имеющих право подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету» карточки образцов подписей – наименование должностей, фамилии, имена и отчества должностных лиц учреждения. Кассовые выплаты по исполнению публичных обязательств Как уже упоминалось выше, учреждение осуществляет полномочия по исполнению публичных обязательств от имени государственного органа (например, Минобрнауки). Для оплаты денежных обязательств в рамках таких полномочий учреждение представляет в территориальный ОФК платежные документы (Заявка на кассовый расход (ф. 0531801), Сокращенная заявка на кассовый расход (ф. 0531851), Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802), Заявка на возврат (ф. 053103)) (п. 10 Правил № 590). Платежные документы заполняются в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным Приказом Казначейства РФ от 10.10.2008 № 8н. При заполнении платежных документов учреждению необходимо помнить о том, что, поскольку лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открыт федеральному органу государственной власти (государственному органу), передающему бюджетные полномочия, в заголовочной части форм платежных документов указываются реквизиты соответствующего государственного органа. Однако подписываются такие документы руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) учреждения (Письмо Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.1-141). Обеспечение наличными деньгами учреждения для исполнения им публичных обязательств (в нашем случае для выплаты пособий) осуществляется по Правилам обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2010 № 199н. Особенности выдачи учреждению чековой книжки установлены в Письме Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.1-141. В нем отмечено, что для получения денежной чековой книжки учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания заявление на получение денежных чековых книжек (ф. 0531712), в графе «Наименование клиента» в заголовочной части которого указывается наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия (например, Минобрнауки). Кроме того, полное (сокращенное) наименование этого же государственного органа ОФК проставляет на оборотной стороне каждого денежного чека перед выдачей денежной чековой книжки учреждению. Бюджетный учет Бюджетный учет расходов по социальным выплатам в рамках переданных полномочий осуществляется учреждением в соответствии с инструкциями № 157н[2] и 162н[3] (пп. б п. 6 Правил № 590, Письмо Минфина РФ от 09.02.2012 № 02-03-09/428 (далее – Письмо Минфина РФ № 02-03-09/428)). Согласно Инструкции № 162н и Письму Минфина РФ № 02-03-09/428 операции по утверждению бюджетных ассигнований на исполнение образовательными учреждениями публичных обязательств в рамках переданных полномочий, принятию таких бюджетных обязательств, а также начислению денежных обязательств по выплате пособий отразятся в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:
В начале 2012 года могла возникнуть такая ситуация: лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств еще не открыт или не доведены бюджетные ассигнования на исполнение переданных полномочий, вследствие чего бюджетные (автономные) образовательные учреждения выплачивали пособия за счет средств, полученных от оказания платных услуг. В этом случае учреждения вправе были возместить произведенные расходы за счет бюджетных ассигнований, доведенных впоследствии на исполнение переданных полномочий. Порядок отражения в бюджетном учете операций по такому возмещению приведен в Письме Минфина РФ № 02-03-09/428. Рассматривая разъяснения, приведенные в данном письме, следует отметить, что в этой ситуации бюджетные (автономные) учреждения, осуществляя расходы по выплате пособий за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не являются получателями бюджетных средств, поэтому они обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Инструкциями № 174н[4], 183н[5]. После того как им откроют лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств и будут доведены бюджетные ассигнования, указанные учреждения обязаны отразить операции по исполнению обязательств в рамках переданных полномочий в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н:
Отчетность в рамках переданных полномочий Бюджетные (автономные) образовательные учреждения в части операций по осуществлению ими полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств составляют и представляют в государственный орган (например, в Минобрнауки) бюджетную отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н) (п. 12 Правил № 590). Если в рассматриваемом выше случае бюджетными (автономными) образовательными учреждениями сначала произведены затраты по выплате пособий за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а затем эти затраты компенсированы за счет бюджетных ассигнований, доведенных на исполнение публичных обязательств, то в этом случае учреждения обязаны отразить эти операции (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/428):
Кроме того, информация об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств отражается в отчете о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены государственным органом. Бюджетные (автономные) образовательные учреждения, находящиеся в ведении Минобрнауки, составляют такой отчет в порядке, установленном Приказом Минобрнауки РФ от 16.12.2010 № 1892. [1] Правила осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590. [2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [3] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. [5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. [6] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. |