Могут ли автономные учреждения рассчитывать на льготы по страховым взносам? |
29.08.2012 15:43 |
Елина Л. А. Журнал "Главная книга" № 12/2012 http://www.facebook.com/G.kniga Рассмотрим ситуацию. Муниципальное автономное учреждение (МАУ), у которого основной вид деятельности - дополнительное образование детей, в основном оказывает услуги бесплатно и получает под это субсидии из местного бюджета, имея небольшую долю платных услуг. Других видов деятельности нет. МАУ применяет упрощенную систему налогообложения. Может ли в 2012 г. такая организация претендовать на льготные тарифы страховых взносов, в частности не платить взносы в ФСС и ФФОМС? Новая льгота для некоммерческих организаций МАУ не подходит С 2012 г. некоммерческие организации, применяющие упрощенку и занимающиеся, в частности, образованием, имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. Они могут платить взносы только в ПФР (по ставке 20%). Но эта льгота не распространяется на государственные и муниципальные учреждения . Льгота для упрощенцев: шансы есть, но споры будут Есть также пониженные тарифы страховых взносов для обычных организаций, перешедших на упрощенку и занимающихся, в частности, образованием . Льготный тариф страховых взносов тот же - 20% в Пенсионный фонд, а в ФСС и ФФОМС взносы платить не нужно . Применять его могут любые упрощенцы, в том числе и государственные/муниципальные учреждения. Разумеется, если соблюдается условие: доля доходов от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70% в общем объеме доходов . Итак, МАУ применяет упрощенку. Вид деятельности льготный - дополнительное образование детей (ОКВЭД-80.10.3). Осталось определиться, соблюдается ли ограничение по доле доходов от этого вида деятельности при получении субсидий из бюджетов. В целях Закона N 212-ФЗ упрощенцы определяют доходы по тем же правилам, что и при расчете налога при УСНО. Они определены в ст. 346.15 НК РФ . В ней черным по белому написано, что доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не должны включаться в облагаемые доходы . А именно в ст. 251 упомянуты субсидии, получаемые автономными и бюджетными учреждениями . Получается, что субсидии, полученные МАУ, не надо учитывать ни при расчете общей суммы доходов, ни при расчете доходов от льготного вида деятельности. А значит, если выручка от образовательных платных услуг у такого МАУ - единственный коммерческий доход, то доля доходов от льготного вида деятельности будет 100%. Соответственно, МАУ имеет полное право на применение пониженных тарифов. Однако специалисты Минздравсоцразвития (ныне - Министерство труда и социальной защиты) считают иначе.
Как видим, выявились разночтения в том, как именно нужно считать сумму всех доходов организации-упрощенца. И весьма вероятно, что по невыгодному варианту будут считать доходы и специалисты территориальных отделений внебюджетных фондов. Соглашаться вам с ними или нет - дело, естественно, ваше. Однако если уж рассматривать бюджетные субсидии как доход, который надо учитывать при расчете общей суммы дохода, то логичнее продолжать учитывать такие субсидии и при дальнейших расчетах - то есть при расчете 70% "льготных" доходов. Ведь это - тоже доходы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью. При таком подходе получается, что образовательное учреждение, оказывающее бесплатные (субсидируемые) и платные образовательные услуги, тоже будет иметь право на пониженные тарифы. * * * Итак, оказывается, норму о том, как именно считать сумму доходов автономным учреждениям, оказывающим платные образовательные, медицинские и прочие льготируемые услуги и находящимся на УСНО, можно читать по-разному. А это означает, что при подтверждении льготы споров по взносам не избежать. Однако, по нашему мнению, Закон - на стороне страхователей. п. 11 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ |