Организация деятельности спортивных школ |
29.08.2012 16:18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. Беляев Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение" № 6/2012 Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ[1], подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах. Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ. Общие положения Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями[2], которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций. Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ. Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):
В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):
Организация спортивной подготовки Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет. При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:
Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год). Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов. 1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:
Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта. 2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:
В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов. 3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:
Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами. 4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:
Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда. 5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:
Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.
Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ Как определено п. 5.1 Методических указаний, основным документом, регулирующим медицинское обеспечение учащихся, является Приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры». В частности, согласно п. 5.1 Положения о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом, утвержденного данным приказом, медицинское обеспечение лиц, занимающихся физкультурой и спортом, осуществляется путем обследования детей школьного возраста специалистами соответствующих поликлиник для допуска к занятиям в группах начальной подготовки; специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений – в группах спортивного совершенствования. В целях предупреждения нарушения здоровья учащихся спортивных школ следует предусматривать (п. 5.3 Методических указаний):
Учебно-спортивная база, штаты и финансирование При определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, спортивным школам рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 26.05.2003 № 345 (далее – Табель оснащения), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 № 190/л (далее – Табель обеспечения). В Табель оснащения включены, в частности, основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях. Табель обеспечения разграничивает обеспечение спортивной одеждой, обувью и инвентарем по летним олимпийским, зимним олимпийским и неолимпийским видам спорта. Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда. При этом количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с образовательной программой специалистов определяется по количеству групп и годовому объему учебно-тренировочной нагрузки на все группы, а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов – путем деления суммарного процента на 100. Оплата труда Как определено п. 7.2 Методических указаний, продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников спортивных школ устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям), в том числе хореографам, устанавливается в объеме 18 часов в неделю. Норматив оплаты труда тренера-преподавателя зависит от уровня подготовки учащегося, периода его обучения, а также от вида спорта, которым он занимается.
К первой группе видов спорта относятся все олимпийские виды спорта (дисциплины), кроме игровых. Ко второй группе видов спорта относятся олимпийские игровые виды спорта, а также неолимпийские виды спорта, получившие признание Международного олимпийского комитета (имеющие соответствующую классификацию во Всероссийском реестре видов спорта). К третьей группе видов спорта относятся все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта. Например, тренеру-преподавателю по биатлону установлен должностной оклад в размере 6 000 руб. Тренер осуществляет подготовку пяти спортсменов на этапе спортивного совершенствования, двое из которых обучаются менее года, трое – свыше года. Соответственно, заработная плата (без учета доплат и надбавок) тренера-преподавателя составит 9 900 руб. ((6 000 руб. х 24% х 2 чел.) + (6 000 руб. х 39% х 3 чел.)). Стоит отметить, что нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей, работающих преимущественно со спортивно-оздоровительными группами и группами начальной подготовки, ежегодно повышаются на 0,5%. Все работники спортивных школ имеют право на получение дополнительных выплат (надбавки, доплаты). Их перечень приведен в п. 7.4 Методических указаний и включает в себя выплаты в следующих размерах от должностных окладов:
Отдельно отметим надбавки тренерам-преподавателям за подготовку высококвалифицированных спортсменов, а руководителям, специалистам и служащим (включая директоров) – за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса. Размер указанных надбавок приведен в таблице 5 Методических указаний. Например, двое постоянных учеников тренера-преподавателя заняли призовые места на Олимпийских играх. Один стал олимпийским чемпионом по художественной гимнастике, второй занял на олимпийских играх второе место. Должностной оклад тренера-преподавателя составляет 6 000 руб. Ежемесячная заработная плата тренера составит 22 500 руб. ((6 000 руб. х 200%) + (6 000 руб. + 150%) + (6 000 руб. х 15%) + (6 000 руб. + 10%)), где:
Надбавки к должностным окладам руководителям, специалистам и служащим за обеспечение высокого качества учебно-тренировочного процесса устанавливаются при условии их непосредственного участия в обеспечении учебно-тренировочного процесса в течение не менее одного года (п. 7.8 Методических указаний). Согласно п. 7.6 Методических указаний и применительно к вышеуказанному примеру размер норматива оплаты труда тренера-преподавателя рекомендуется устанавливать или со дня показанного спортсменом результата, или с начала учебного (финансового) года (соответственно сдвигая срок действия) и сохранять до проведения следующих официальных международных соревнований данного уровня. Также учреждениям физической культуры и спорта стоит учитывать, что если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера-преподавателя и надбавок работникам спортсмен улучшил спортивный результат, соответственно увеличивается и размер норматива оплаты труда и надбавок и устанавливается новое исчисление срока его действия. Аттестация работников спортивных школ Аттестация педагогических и руководящих работников спортивных школ осуществляется в порядке, установленном Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Присвоение тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам спортивных школ квалификационных категорий осуществляется аттестационной комиссией с учетом требований к результатам работы, установленных Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре от 17.09.1993 № 148 «О квалификационных категориях тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов». Например, тренеру-преподавателю, готовившему ученика к Олимпийским играм в течение не менее двух лет (в итоге ставшего призером), присваивается высшая квалификационная категория. [1] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [2] Письмо Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации». |