«Есть регионы, где вообще нет лизинговых компаний» |
03.09.2012 12:53 | |||||||||||||||||||||||||
Лизинг. Обозрение. Октябрь 2003 г.1. «Есть регионы, где вообще нет лизинговых компаний»О том, что мешает развитию финансовой аренды в России, рассказывает один из самых осведомленных в этих проблемах экспертов – советник Международной финансовой корпорации Грег Алтон
– Рынок лизинговых услуг в России развивается довольно быстро. Если в 2001 году объем лизинговых сделок составил $1,7 млрд., то в 2002 году эта цифра превысила $2 млрд. По прогнозам Международной финансовой корпорации, в 2003 году объем российского рынка лизинговых услуг достигнет $2,8 млрд. Растет и количество лизинговых компаний: по нашим оценкам, в 2000 году в России реально действовало около 350 лизинговых компаний, в 2001 году их было 500, в 2002 году – 550. По официальным данным, этих компаний больше, но большая часть из них существует только на бумаге – занимается минимизацией налоговых платежей через лизинговые схемы или «мертвые души». Столь успешное становление рынка лизинговых услуг в России связано, прежде всего, с изменением нормативно-правовой базы финансовой аренды. Практически все проблемы, препятствующие ее развитию, были связаны с законодательством. Закон о лизинге, принятый в 1998 году, был далек от совершенства, во многом противоречил Гражданскому кодексу, а иногда и самому себе. Лизинговые компании не знали, чем руководствоваться. Поэтому при заключении договоров были очень высокие риски. А когда риски высокие, то и сам товар (в данном случае – лизинговые услуги) стоит намного дороже. Каждый раз, заключая сделку, лизингодатели не могли точно знать, сколько они получат прибыли. Бизнес был нестабилен и очень уязвим. Ситуация в корне изменилась после того, как в прошлом году были внесены изменения в закон о лизинге, которые привели его в соответствие с Конституцией и Гражданским кодексом РФ. Это заметно уменьшило юридические риски, связанные с за-ключением лизинговых сделок. Лизинг стал более цивилизованным видом деятельности. Кроме того, в прошлом году вступила в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой был сохранен благоприятный режим налогообложения и экономические преимущества лизинга. – Значит ли это, что претензий к лизинговому законодательству больше нет? – Проблемы с законодательством, конечно, все еще существуют, но уже не такие глобальные. Наверняка законодательная база по лизингу изменится еще не раз. Но если будет сохранена та база, которая существует сегодня, то у рынка лизинга большие перспективы. Для инвесторов, заинтересованных во вложениях в российский лизинговый сектор, важна прежде всего стабильность законов. Они должны быть уверены, что правила игры не будут произвольно меняться или вольно трактоваться кем-либо в ходе проекта. – Какие еще позитивные изменения сказались на лизинговом рынке? – Стабилизировалась в целом экономика в стране. Инвесторы стали активнее проявлять себя, в том числе и западные. Россияне стали больше доверять банкам, открывать вклады на более длинные сроки. И у банков стало больше кредитных ресурсов. Изменилась ситуация и на фондовых рынках. Если год назад почти не было серьезных долгосрочных корпоративных облигаций с фиксированными ставками свыше чем на 12 месяцев, то сейчас такие компании, как «Газ – пром«, начинают выпуск облигаций на два-три года. В итоге проблема не-хватки »длинных» денег перед лизинговыми компаниями стоит уже не так остро. Как минимум, можно говорить о позитивных тенденциях. – Почему же тогда спрос на лизинговые услуги по-прежнему превышает предложение? – Во-первых, проблемы финансирования лизинговых операций все же не решаются так быстро, как хотелось бы.
– Что мешает его развитию в России? – В первую очередь – неэффективная система разрешения споров в судебных органах. Лизинговые компании испытывают большие трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателями условий договора лизинга. Даже суды не всегда могут защитить их право собственности. Так вот, если права собственников-кредиторов в суде будут защищены, то лизинг станет еще доступнее. Есть и другие проблемы. Большая часть лизинговых компаний работают с малыми и средними предприятиями. Но если сравнивать этот сектор экономики с Польшей, с Западной Европой, не говоря уже о США или Канаде, то в России он невелик. Здесь очень мало развитых компаний, которые можно было бы кредитовать.
– Кто является сегодня основными игроками на этом рынке? – Определить явных лидеров невозможно. Разные компании работают в разных нишах и поэтому далеко не всегда конкурируют друг с другом.
– Какие направления лизинга являются сегодня наиболее востребованными? – Спектр оборудования, приобретаемого посредством лизинга, достаточно широк. По структуре с прошлого года он практически не изменился. По-прежнему лидируют автотранспорт-ные средства: лизингом грузовых автомобилей занимаются более 60% компаний, а лизингом пассажирских – более 40%. За автотранспортом следует производственное оборудование (им занимаются около 40% компаний), телекоммуникационное (40%), оборудование пищевой переработки (40%), торговое (35%) и полиграфическое (30%), деревообрабатывающее (25%). По 17% приходится на сельскохозяйственную технику, а также на здания и сооружения. В числе предметов лизинга – медицинская техника, фотолаборатории, компьютеры, строительная и дорожно-строительная техника, банковское оборудование, машины для химчисток. Наименее «охвачены» железнодорожный транспорт, авиатехника, суда, электронное оборудование (по 1-2%). – Какие направления лизинга являются наиболее рискованными? – Я бы сказал, что они все в какой-то мере рискованные. Просто каждый работает в той группе рисков, которую лучше знает. Самое главное – это уметь свести все риски к минимуму. Кто-то считает, что очень рискованно кредитовать малые и средние предприятия, зато есть компании, которые успешно этим занимаются. Кто-то хочет работать только в нефтегазовом секторе, потому что здесь работают предприятия с солидными финансовыми потоками. А я знаю компании, которые отказываются работать с такими предприятиями из-за того, что именно в этом секторе риск зависит не от людей, а от колебаний стоимости нефти, что крайне ненадежно. Я считаю, что самое главное – это уметь оценивать и контролировать риски, о которых вы знаете. Объемы лизинга оборудования в 2002 г.
По данным ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг» – Каковы у этого рынка перспективы? – На мой взгляд, огромные. Многие рыночные ниши по лизингу все еще свободны. Все больше и больше компаний понимают, что лизинг – очень выгодная услуга.
|